Втулка клиновая крановая
Грузоподъёмные краны на стальных канатах имеют на концах разъёмные и неразъёмные крепления. Неразъёмные крепления используют в случаях организации натяжений вспомогательных канатов (счаливание, петля типа заплётки). Для эффективного выполнения затяжек стальных канатов, используют обжимные стальные или алюминиевые втулки и заливку легкоплавкими сплавами в конусной втулке ( трудоёмкое и сложное устройство, применяется крайне редко).
Применение разъёмных концевых креплений стальных канатов целесообразно для соединения с крюковыми подвесками, барабанами подъёмных лебёдок, и иногда для строповочных работ, связанных с перемещением нестандартных тяжёлых грузов.
Обычно в этих случаях рационально применение винтовых зажимов для стальных канатов и клиновых втулок.
Заплётку или счаливание концевых хвостов стальных канатов, в качестве наиболее простого и дешёвого способа используют, и по сей день, несмотря на его трудоёмкость и применение тяжёлого ручного труда, не требующего большой квалификации. Видимо, его дешевизна по-прежнему привлекает работодателей.
Крепление концов канатов в обжимных втулках представляет собой самый простой и технологичный, а также экономически эффективный современный способ крепления. Основным элементом такого крепления является втулка, имеющая овальную форму. Производят её из стали (иногда, алюминиевых сплавов), она служит для закрепления канатов с диаметром до 37 мм.
Принцип закрепления заключается в том, что конец канатов проходит сквозь втулки овальной формы, после чего изгибается до образования петли и опять вставляется во втулку с обратной стороны (иногда в петлю прокладывают коуши).
После чего Собранное в единую конструкцию приспособление поддаётся обжатию под прессом (иногда штамм заменяют продавливанием волочением). При таком производстве нужно обязательно следить, чтобы свободный и не нагруженный конец каната выступал из-за втулки, подвергаемой обжатию. Все концевые крепления каната, произведённые при помощи клиновой втулки должны отвечать требованиям ОСТ 22—253—72.
По действующим в РФ правилам использования кранов для их применения предусмотрено использование стальных втулок, изготовленных способом ковки, штамповки или литья, изготовленных с клиньями (в заводских условиях) определённой конфигурации (использование при креплениях втулок из чугуна и стали методом сварки запрещено законом в целях безопасности).
Принцип функционирования подобного крепления основан на физическом явлении сил трения, которые возникают при работе между исполнительными поверхностями втулок, клина и скрепляемых канатов. Во время этого процесса необходимо учитывать растягивающее усилие материала каната - чем оно больше, тем больше сила, отвечающая за его заклинивание, соответственно, выше сила крепления узла.
Клиновые зажимы на кранах применяют при необходимости частой смены канатов. Клиновые канатные зажимы производят с клиновидными одно- и двусторонними клиньями или в исполнении конусной втулки, снабжённой специальными конусными вкладышами.
Непосредственно клиновый зажим каната включает клиновидную кованую, штампованную или литую втулку из стали и стальной клин с канавкой по боковым торцевым сторонам, которая отвечает конкретному диаметру сочленённого каната. При тяговом усилии, действующем вдоль осей канатов и клиновой втулки, усилие проскальзывания не появляется.
Основное преимущество заделки канатов при помощи клиновой втулки – это скорость разборки узла зажима и возможность простого укорачивания канатов.