ООО “Абтрон” Контакты:
Адрес: Октябрьская набережная, д. 104, корпус 5, строение 1 193079 Санкт-Петербург,
Телефон:+7 (812) 640-43-04, Телефон:+7 (812) 407-73-74
OOO "Абтрон" Контакты:
Адрес: ул. Хлебозаводская, д. 2а 654000 Новокузнецк,
Телефон:+7 (921) 778-35-29
Корзина
меню
Ваш онлайн-консультант:
Главная страница / Полезные статьи / Такелажные рым-болты, петли, гайки: особенности и отличия
Логотип сайта

Такелажные рым-болты, петли, гайки: особенности и отличия

Разберемся в особенностях различных рым-креплений. Поговорим об их различиях и сфере применения



Безопасность такелажных работ обеспечивают специальные узлы крепления между грузом и грузоподъемным оборудованием. Такими креплениями являются такелажные рым-болты, -петли, - гайки. Исторически первыми оценили преимущества таких съемных креплений для создания точек подвеса тросов и веревок моряки. В наши дни приспособления применяются в разных сферах. Подробней о каждой из конструкций расскажем в статье.

Виды и назначение различных видов рым-крепежа

Рым-крепления - это приспособления, которые надежно соединяются с грузом. Они либо вкручиваются в перемещаемый объект либо соединяются с ним иным образом. У рым скоб/петель/болтов имеется стальной стержень с нанесенной на него резьбой. В редких случаях на стержне может иметься байонетное соединение. Иное устройство у рам-гаек. Они состоят из кольца и бонки. Внутри нее находится резьба.

Специфика рым-креплений состоит в том, что эти точки фиксации являются временными, съемными. Как только груз перемещен, погружен либо перестает нуждаться в креплении (например, в трюме судна), рым-соединение убирают. Благодаря этому сокращаются габариты груза, меняется его внешний вид. При этом появляется возможность для повторного использования высвободившегося крепежа для создания точек фиксации на других грузах.

Рым-болт

Исторически это самый первый вариант рым-крепления. Конструкционно рым-болт нерж. или анодированный – простое изделие. Представляет собой стальной резьбовой стержень с приваренным с одной стороны кольцом. У некоторых модификаций у основания кольца может иметься «юбка» препятствующая проворачиванию болта в резьбовом отверстии закрепляемого груза.

Универсальность этого типа крепления позволяет использовать его в таких случаях:

  • при погрузочно-разгрузочных работах - для крепления крюков, карабинов, свободных концов тросов;
  • в качестве точек крепления для установки растяжек, препятствующих движению груза во время транспортировки;
  • для закрепления наземных габаритных конструкций, имеющих большую парусность или неустойчивую точку опоры;

Также рым-болты используются в качестве точек фиксации натяжных конструкций (веревки, тросы и т.д.).

Для каждого вида груза подбираются подходящие крепления. Например, для фиксации и подъема изделий из древесины и мягких волокнистых материалов используется рым-болт саморез.

Рым-петля

Конструкция рым-петли сложнее, чем строение рым-болта. Резьбовой стержень или опора соединяется с металлической петлей посредством шарнирного соединения. Рым-петля имеет одну степень свободы, если вращается вокруг оси, проходящей сквозь опорный стержень. Если конструкция имеет две степени свободы, она может вращаться в горизонтальной плоскости и вокруг оси стержня.

К таким изделиям относятся:

  • подвижная резьбовая петля с вертлюгом;
  • прикручиваемая рым-петля;
  • привариваемая петля с шарикоподшипником.

Подвижность приспособления значительно облегчает работу. Складывающаяся петля не выступает над поверхностью груза, этим экономит ограниченное трюмное пространство или целостность упаковки груза.

Рыб-гайка

Является антиподом рым-болта. Гайка накручивается на резьбовые штыри, предусмотренные конструкцией перемещаемого груза, после использования – скручиваются.

Стандартизация изделий

Можно встретить три стандарта, применяемых для рым-креплений:

  • ГОСТ 4751-73 (Россия);
  • DIN 580 (страны EC);
  • ISO 3266 (международный сертификат безопасности).

Не смотря на различие стандартов, требования, предъявляемые к однотипным по диаметру стержня, толщине кольца/скобы, шагу резьбы и марке стали примерно одинаковы. Поэтому, рым-крепления полностью взаимозаменяемы.

Сведения о максимально допустимых нагрузках для каждой категории рым-болтов и гаек содержатся в ГОСТ и соответствующих таблицах, составленных на его основе, размещаемых в местах производства такелажных работ и на грузоподъемных механизмах.

По ГОСТ рым-крепления изготавливают из стали марки 20 или 25. Такой металл имеет достаточную вязкость и не относится к хрупким. При возникновении критической нагрузки петли могут деформироваться (растянуться, согнуться), но риск слома металла – минимальный.

Требования к разным видам изделий могут варьироваться. Например, рым-болты поворотные относятся к наиболее ответственным узлам, на которые приходится максимальная нагрузка во время проведения такелажных работ и при транспортировке. Это объясняет строгие требования к материалам их изготовления и качественным характеристикам.

Существуют изделия с особенно высокой грузоподъемностью. Для работы с тяжелыми объектами особенно часто используют приспособления от немецкого производителя RUD.

Рым-болты RUD - это конструкции, грузоподъемность которых в 6 раз превышает этот показатель у стандартных изделий DIN 580. На данный момент товар не имеет ни одного аналога во всем мире.

Но даже при использовании прочного изделия с высокой грузоподъемностью важно учитывать, что при отклонении крепежного элемента под углом 45° в плоскости кольца масса груза должна составлять не более 2/3 – 1/3 от  максимально допустимой. В случае, когда нагрузка под углом 45° прикладывается вне плоскости кольца, прочностные характеристики рым-болтов резко снижаются. Максимальная нагрузка должна составлять около 1/6 от максимально допустимой при вертикальном подъеме.

При покупке рым-петель важно учитывать, что они стандартизируются по максимальной нагрузке, допустимой при приложении вертикального усилия (при подъеме). Кроме максимальной нагрузки в вертикальном направлении учитывается изломостойкость при нагрузке, отклоняющейся от вертикали. Направленная под углом нагрузка стандартизируется для отклонения 45°.

Все перечисленные характеристики относятся к изделиям, выпускаемым под контролем ОТК. Если изделие производится в Юго-Восточной Азии, указанные в сопроводительных документах сведения могут не соответствовать действительности.

Ограничения по использованию рым-креплений

Рым-соединения используются для кратковременного приложения нагрузки – во время подъема, перемещения или транспортировки. Постоянная нагрузка ведет к снижению эксплуатационных характеристик. После завершения работ болты рекомендуется скрутить или законсервировать. Рым-петли не снимают, хранят в сложенном состоянии, без нагрузки.

Получите дополнительную консультацию об изделиях каждого типа у сотрудников АБТРОН. Выбирайте необходимую продукцию в онлайн-каталоге. Заказ доступен для всех регионов РФ.

Другие статьи о грузоподъемном оборудовании