Разновидности и сферы применения рым болтов
Рым-болты и рым гайки с доставкой по России можно купить в компании АБТРОН. Что это такое рым-болты и как используются, расскажем в статье.
Такелажные работы – комплекс деятельности, предусматривающий не только использование специальной погрузочно-разгрузочной техники, но и приспособлений, которые обеспечивают надежное крепление грузов во время перемещения грузов, не подлежащих ручным операциям. Одним из таких простых, но очень надежных приспособлений, являются рым-болты.
Конструкция рым-болта
Такелажный элемент имеет предельно простое устройство. Это кованая или штампованная деталь из металла (стали), имеющая форму петли, с приваренным или составляющим единое целое стержнем с резьбовой насечкой. Для усиления, в месте сочленения кольца и стержня, у некоторых конструкций рым-болтов имеется усиливающий буртик.
Резьбовой стержень предназначен для крепления (вворачивания) в имеющееся на корпусе оборудования или на поддоне отверстие. Если на поддоне или раме перемещаемого крупногабаритного изделия невозможно полное вворачивание стержня рым-болта в толщу металла, используют рым-гайки – ответные детали, предназначенные для надежного закрепления болтов и полностью исключающие выскальзывание стержня во время погрузочных работ.
В целях защиты такелажного приспособления от коррозии и воздействия агрессивных сред/веществ, поверхность изделия может быть защищена цинковым или хромовым покрытием, толщиной до 6-9 мм. или изготавливают рым-болты из нержавеющей стали, соответствующей требованиям стандарта по прочности и вязкости.
Эти крепежные детали не предназначены для постоянной/непрерывной динамической нагрузки. Они используются кратковременно, только во время перемещения груза. После окончания работ их демонтируют или консервируют, если их демонтаж не целесообразен.
Характеристики и стандарты
В России допускается использование такелажных крепежных элементов двух стандартов:
- ГОСТ 4751-73;
- DIN
Российский стандарт предусматривает использование углеродистой стали марок 20 или 25 штампованных или кованных, с диаметром стержня от 6 до 100 мм. Длина стержня может варьироваться от 12 до 133 мм. Диаметр кольца (внутренний) связан с толщиной стержня и может иметь размеры от 16 до 180 мм.
Общеевропейский (немецкий) стандарт DIN устанавливает только требования к качеству стали. Она может быть марок Ф2 – А5, (аустенитные стали) или углеродистой, марки С15Е. Размеры могут отличаться от российских, но, в большинстве случаев, совпадают с наиболее распространенными, используемыми в отечественном производстве по диаметрам и шагу резьбы.
При использовании болтов российского и общеевропейского стандартов следует помнить, что эти детали, производимые в России, стандартизируются по твердости стали, а рым-болты DIN 580 – по ударной вязкости. В некоторых случаях, исходя из особенностей погрузочно-разгрузочных работ производитель такелажных работ (инженер) должен учитывать эти особенности, во избежание «срезания» такелажного крепежа при ударе, рывке или вибрации груза.
Оба стандарта предусматривают поворотные кольца - вертлюги, для облегчения фиксации захватных приспособлений (крюков, тросов, цанг подъемных механизмов).
Сфера применения
Использование рым-болтов находит применение при погрузке/разгрузке:
- тяжелых и опасных грузов (станков, гильотин, прессов, химически и радиационно опасных грузов);
- грузов, имеющих сложную геометрию, исключающую применение талей, тросов, ремней (печатного, пищевого, холодильного или серверного оборудования);
Крепежные отверстия в корпусе оборудования или отверстиями в площадках/поддонах, для установки рым-болтов, обеспечивают рациональные погрузочно-разгрузочные работы. Не требуется изыскивать способы безопасного закрепления грузов для их перемещения. Обеспечивается сохранность дорогостоящего оборудования, машин и механизмов, упаковка которых в контейнеры невозможна или нецелесообразна.
Кроме оборудования и механизмов, перемещаемых посредством крупногабаритной крановой техники, находят применение для перемещения габаритных или тяжеловесных изделий в процессе их доставки потребителю. Скрытые гнезда для установки рым-болтов позволяют сохранять товарный и даже высокохудожественный вид изделия, так как, после использования для крепления такелажного оборудования. Они легко выкручиваются и на их место устанавливаются предусмотренные производителем декоративные заглушки.
Грузоподъемность рым болтов и требования по креплению строп
Расчет грузоподъемности производят, исходя из грузоподъемности одного крепежного элемента. По ГОСТ 4751-73 варьируется в зависимости от диаметра резьбового стержня. Составляет от 40 кг/при диаметре 6 мм, до 3250 кг/при диаметре стержня 100 мм. Кроме прочностных характеристик стали, используемой для изготовления рым-болтов, важной характеристикой является глубина и шаг резьбы нанесенной на стержень.
Эта величина накладывает ограничения на угол схождения/разлета строп, при креплении к грузоподъемному механизму. При любых условиях она не должна превышать 45°. В противном случае велик риск срыва резьбы и выскальзывание рым-болта из крепежного гнезда или срыв фиксирующей гайки. Стандарт DIN 580, кроме рекомендаций по выбору диаметра изделия, предусматривает обязательное соблюдение схемы размещения строп и недопустимые виды крепления.